В Умані з’явився довгоочікуваний пам’ятник Гонті та Залізняку (фото, додано відео)

21.11.2015, 14:38
гонта5
Фото Володимира Гамалиці

Сьогодні в Умані офіційно відкрили пам’ятник ватажкам Коліївщини Івану Гонті та Максиму Залізняку.

гонта

Будівництво пам’ятника було заплановане міською владою ще в 1968 року. Відтоді в Умані було встановлено камінь-обітницю – мовляв, “тут постане пам’ятник Гонті й Залізняку”. Однак під різними приводами будівництво так і не розпочалося.

Згодом громадські активісти відкрили спеціальний рахунок для збору коштів на пам’ятник.

гонта2

За інформацією телеканалу “Умань”, скульптуру було виготовлено київським скульптором. Її вага – п’ять тонн.

Світлинами із відкриття пам’ятника  у “Фейсбуці” поділився відомий уманський казкар Сашко Лірник.

гонта3

10 коментарів

Залишити відповідь

  • «Герои» и жертвы Колиивщины

    Партия «Свобода» ежегодно пытается проводить акции
    против паломничества хасидов в Умань. Центром этих
    акций свободовцы избрали памятный камень, посвященный
    лидерам Колиивщины Зализняку и Гонте (напротив завода
    «Мегометр», ул. Радянська). Очевидно, они стремятся,
    чтобы этих вожаков Колиивщины воспринимали
    как национальных героев Украины. Кем же были в
    действительности эти «герои»?

    Иудеи Украины страдали от разных сил, враждовавших между собой в ХVII-XVIII ст.: польской шляхты и католического духовенства, казаков и крестьян-повстанцев, татарских набегов и шведской оккупации. В самой Польше многочисленные гонения в были инспирированы католическим духовенством. Монахи-иезуиты часто распространяли юдофобские обвинения в колдовстве, ритуальных убийствах и т.п.. Такие обвинения выдвигались в Сандомире в 1690 т 1712 годах, в Познани в 1736 году, в Заславе в 1747, в Житомире в 1753, в Ямполе в 1756 году и т. п. В 1748 г. троих евреев городка Дунаевцы были обвинены в убийстве ребенка. Невзирая на отсутствие свидетелей и подтверждений их вины, суд присудил им по полтора года заключения . Архимандрит Черниговский Иоанникий Голятовский в книге «Мессия Праведный» одновременно с осуждеием сабатианства и мессианских надежд иудеев приписывает им убийства христианских детей .
    Немало страданий вызывали нападения казаков. Одним из свидетельств этих нападений является, в частности, жалоба от 19 июня 1691 г. управляющего чернобыльским имением дворянина Антония Фащевского на казацкого полковника Василия Искрицкого, который со своими казаками чинил насилия и требовал деньги у жителей Чернобыля. Управляющий описывает акции казаков относительно иудеев-арендаторов в Чернобыле: «Аврася били, насильственно брали напитки, забрали на 320 злотых; у арендатора Киви с Карпиловки забрали напитки и все, что у него было и даже одежду из него сорвали. Били евреев». Все это подтвердили крестьяне, которые поклялись в правдивости своих свидетельств . В марте в следуюго года урядники и землевладельцы жаловались на казацкий полк Искрицкого, его наказного полковника Афанасия Пиля, чинимые ими безпорядки и требования контрибуции из христиан и евреев. «В городках, – отмечалось в жалобе – они выдвигают невероятные требования» .
    Огромное разрушение вызывали татарские нападения. Православный паломник к Святой Земле старый Леонтий писал в 1701 году: “Град Немиров жильем не добре велик, да весь разорен от татар. Вокруг его вал земляной; а в нем жидов много, почитай все жиды! Зело пригож род жидовский, паче же пол женский красовит, как будто написанные!” .
    Начало правления в Польше королей Саксонской династии (1697-1776) совпало с Северной войной (1700-1721) и восстанием гайдамаков. Оно началось в 1702 г. на Киевщине и Брацлавщине под предводительством Палия, Самуся, Искры, Абазина и других. Российские войска действовали вместе с армией короля Августа ІІ против шведов, которые выступали при поддержке поклонников кандидата на польскую корону Станислава Лещинского. Евреи вместе с христианами страдали от военных действий, принудительного содержания солдат. В частности, согласно постановления сеймика Волынского воеводства в Луцке, для организации ополчения против казацких нападений, каждые 30 дымов (домов), в том числе иудеи и караимы, должны были поставить одного всадника с конем . Особенные страдания вызывали набеги казацких отрядов атаманов Самуся и Палея, поддерживаемых российской армией. В 1702 г. казаки захватили Богуслав, Корсунь, Лисянки и Белую Церковь, убивали там иудеев . В частности, в Корсуне вырезали «в пень» жидов и католиков (римских)» . В августе в следующем году, Якуб Лукашенко и еврей Гевший Гершович засвидетельствовали перед городской управой Кременця, что казаки в 1702 г. трижды нападали на христиан и иудеев Старого Констатинова, что повлекло большие убытки, польское войско довершило разорение. Из-за этого представители города просили освободить его жителей от уплаты налогов . Гетман Мазепа докладывал в Москву что от низов Буга и Днестра по всей стране к реке Случ “по всем городам и селам все Жиды выбиты” .
    Приведем хронику разрушения г. Ляховца (Волынь):
    1. В мае 1705 г. миргородский полковник Апостоленко с отрядом казаков занял город, чинил насилия и грабеже христиан и иудеев.
    2. После него появился гетман Мазепа, наложил контрибуции и другие взыскания. Еврейские вотчины и дома как и христианские избы были разобраны и сожжены.
    3. В 1706 г. шведские войска не только брали контрибуцию, но и самих людей принудили оставить их жилье.
    4. В том же году московские войска брали контрибуции деньгами, хлебом, другими продуктами.
    5. В мае 1707 г. контрибуцию наложили войска витебского каштеляна.
    6. Осенью того же года гетман литовский Огинский брал контрибуцию деньгами, пищей и другими припасами .
    Активизация движения гайдамаков в 1734, 1750 и 1768 годах сопровождалась нападениями на большие города и погромами. Отряды повстанцев, возглавляемые атаманами Гривой, Жилой, Ведмидем и другими, громили благородные имения, а заодно расправлялись с иудеями разрушали синагоги и молитвенные дома. «Атаман и великий гетман войск» гайдамак Васько Вощило в своем воззвании писал, что целью его восстания является «уничтожение жидовского народа и защита христианства» . Он провозглашал: «Побуждаемый ревностью к святой христианской вере и дабы гнев господний за все эти злодейства не был вылит на невинных, я решился насколько позволят мне силы, вместе со другими добрыми людьми, любящими христианство, истребить проклятый жидовский народ, и уже, с помощью Божией, избил жидов в является Кричевском и Пропойском старостой. Уповая на милость Божию, я кончу эту священную борьбу против неверных» .
    Обычным явлением стали «наезды» на штетлы (местечки) и хутора, сопровождавшиеся поборами и насилиями относительно христиан и иудеев. Об этом свидетельствует ряд документов и, в частности, жалоба старосты Чигирина князя Каэтана Яблоновского, поданная к городскому руководству Винницы. Староста жаловался на администратора смилянских имений Войтеха Буяльского, поскольку тот дал комиссарам, что прибыли к Чигиринскому староству для взыскания контрибуции, установленной Брацлавским воеводством, отряд казаков, которые своими поборами полностью разорили крестьян и евреев-арендаторов .
    Разоренные иудеи еще и должны были терпеть своеволие местных властей. Так, в жалобе на коменданта милиции Брацлавского воеводства Мержвинского дворяне Йосиф Бушкивский и Станислав Тишковский писали, что комендант незаконно требовал у евреев и других жителей сели Таращи уплаты налогов. Его военная команда калечила євреек, чинила притеснения крестьянам, арестовывала иудеив и христиан, а жену еврея Боруха чуть ли не забили до смерти. Жители села были не в состоянии оплатить 650 злотых, которые требовал Мержвинский, поскольку принадлежали к Киевскому воеводству, которому выплатили соответствующие налоги. Не добившись своего, Мержвинский принудил «общину» подписать круговое обязательство относительно уплаты денег согласно его требований . Аналогичный конфликт в Мястковце вспыхнул 1834 г., когда иудеи должны были обжаловать действия помещика И.Ярошинского вследствии его своеволия в установлении высоких налогов. Губернское правление поручило Ольгопольскому уездному суду “немедленно оградить просителей дабы со стороны владельца г. Мястковки Ярошинского никаких стеснений и противозаконных действий отнюдь не было сделано”. Разгневанный этим решением, Ярошинский позволил крестьянам грабить и чинить насилие над евреями .
    Жестокие погромы произошли в Виннице, Володарке, Фастове, Тульчине и Балте. Дворянин Станислав Гарлинский от имени князей Любомирских в августе 1734 г. жаловался летичивскому городскому суду на крестьян меджибожского имения, нападавших на село Кржичинце Воломския, которое принадлежало имению Деражня, убивали людей, разрушали еврейские дома и „даже не щадили церквей” . Сеймик Брацлавского воеводства созвал суд для рассмотрения дел крестьян, чинивших насилие над шляхтой и евреями .
    Один из пленных казаков Андрей Суляк на допросе в Каменец-Подольском суде в июне 1734 г. свидетельствовал, что в Ольчидаеве, Татаржику и Сниткове «запорожские казаки убили трех евреев, а шестерых крестили. Никакой платы казаки не получали, но им позволялось грабить евреев и ляхов и убивать первых. В Замехове… казаки перебили… более 30 евреев» . Другой казак Григорий Воробец рассказал, что им «евреев и поляков дозволядось убивать лишь за Шаргородом…» Его товарищи удивлялись своим предшественникам: «что это за казаки, после которых еще остаются ляхи, жиды и ксендзы; после нас ничего уже не остается, всех поубиваем» .
    В марте того же года казаки разорили Корсунь, убили 27 евреев, а другие бежали. В городе остался лишь один арендатор барской корчмы, который специальным декретом был освобожден от налога на войско. Однако кагал Острога в 1735 и 1736 гг. требовал уплаты подушного налога в интересах «хоругви» господина ловчего киевского. Необоснованность этого требования доводил в своей жалобе корсуньский староста князь Йосиф Яблоновский . В аналогичном документе управляющего погребинским имением дворянина Юрия Янкудовича описанное нападение в октябре 1736 г. гайдамаков на городок Погребище Киевского воеводства, ограбление евреев, подданных князя Януша Корибута Вишневецкого. Нападающие причинили большие убытки купцам, арендаторам и другим хозяевам, а, овладев замком, убили иудеев: арендаторов Лискеля, Матуса, Солю, Лейбу и его жена Хайку, лавочников Хаима, Йосю, мещанина Шмарию и других . В том же году пограничный российско-польский суд рассматривал дело о нападении гайдамаков на Паволоч и избиение там 35 евреев . В июне 1751 г. подкомории литовские Мнишхи в своем заявлении сообщали об убытках, причиненных иудеям г. Володарки ограбленным в сентябре 1750 г. заднепровскими и запорожскими казаками. Пидкормии выложили перечень убытков в 33 пунктах .
    При осаде Умани отрядом под руководством Зализняка, сотник городского войска И.Гонта перешел на сторону повстанцев и они организовали резню в городе. Иудеи спрятались в синагоге, которую восставшие разрушили своими пушками. Те, кто пытался найти спасение за ее стенами, погибли . Тогда было уничтожено около 20 тысяч жителей города, среди которых большинство было евреями . В актах уманского Базилианского монастыря записано, что после взятия города гайдамаками не «меньшим жестокостям …подверглись жиды, которых в одной синагоге перерезали до 3000 душ обоего пола, страшно было видеть их, плавающих в собственной крови, без рук, без ушей, обнаженных, которых добивали собравшиеся из ближайших сел поселяне…» . В память об уманской трагедии иудеи составили молитву, что читалась ежегодно в синагогах в годовщину этой катастрофы 5 тамуза. Ее текст, написанный на пергаменте сохранялся в главной синагоге Умани и содержал изложение в рифмованных строках кровавых событий июня 1768 г. В том же году гайдамаки напали на Жаботин, Черкассы, Смелу, Канев и Корсунь .
    В письме из Староконстантинова, адресованному в августе 1768 г. Кенигсбергскому раввину Арье-Лейбу отмечалось: «В общинах: Тетиеве, Липовце, Погребище и др. погибли многие тысячи евреев. Многие – о, грехи наши! – изменили вере предков своих. Этих последних принуждали своими собственными руками зарезать своих жен и детей, что служило искушением и вместе с тем доказательством, что они действительно отреклись вот своей религии. Но, принося такие жертвы, они все-таки не избегли своей печальной участи, их тоже гайдамаки умертвили. В общинах: Балте, Умани, Лисянке, Смеле и др. погибло 50000, а может 60000 человек. Безчисленное множество людей изменило своему закону; в близлежащих огородах больше 2000 человек нарушили субботу. Мы бежали в субботу и нарушили все почти главные субботние постановления» . В обращении к жителям Черкасс и Смелы в мае 1768 г. иегумен Мотренинского монастыря Мелхиседек обращая внимание прихожан на ограбления и убийства, которые делали повстанцы, призывал, чтоб «ни они сами, ни слуги их не отваживались на злое, поскольку образы и кровь невинная не только христианская, но и татарская та еврейская никому даром не пройдет» . Архипресвитер Феодосий Бродович, который к тому времени находился в Луцке, писал, что тогда евреи города «пользовались большим доверием, наравне с ополченцами отправляя караул, стояли на часах общественной безопасности» .
    В сообщении о нападении гайдамаков на Канев в июне 1768 г. граф П.Румянцев писал императрицы Екатерине II (1762-1796): «Жиды же где, как в Каневе, так и во вторых тамошних местечках все при сем случае умерщвлены и ни единого нигде уже не осталось» . В том же месяца купцы Александр Соломенцев, Ефим Шапошников и Тимофей Балашов, давая свидетельство в крепости св.Елизаветы сообщили, что во время их пребывания в ханской Балте и польском Палиевому-озере к последнему прибывшая «команда до 300 человек которые назвали себя запорожцами, бывших тамо поляков и жидов мордами покололи и имущество их забрали, а потом с оной команды послан двух человек в оное ханское местечко Балту к турецкому воеводе Якубу Аге с прошением чтоб он укрывшихся туда поляков и жидов с онаго местечка на польскую сторону выгнал…Однако он, воевода, трех пришедших туда для укрывательства поляков и жидов не выгнал оттуда, и того же числа оная команда убоялась якобы турок с оного польского местечка Палиева-озера выехала и не в отдаленности стала…» . Об этом же писал, ссылаясь на рапорт полковника Корфа, Румянцев в докладе Екатерине II .
    Киевский генерал-губернатор Федор Воейков в своей реляции Екатерине ІІ писал: «…разбойничья шайка под именем гайдамаков… так умножилась, что все города и местечки Смелянской, Уманской, Чигиринской и Каневской губерний оной разграблены, все поляки духовные, жиды и польские законники, кои в тех местах находились, бесчеловечно измучены, а некоторые и убиты» . Тот же генерал-губернатор сообщал епископу переяславскому и бориспольскому Гервасию о командировке к Мотринскому монастырю российского войска для уничтожения гайдамаков, которые имели свой кош в Мотринскому лесу, а оттуда «рассеялись по губерниям…, производя грабительства и смертоубийства безвинных помещиков, духовных, обывателей и евреев и все похищенное отправляют в упомянутый кош» . В 1768 году гайдамаки были разбиты. Сотни повстанцев захватили и замучили российские войска . В то время сотни иудейских общин Украины прекратили свое существование, другие значительно уменьшили свою численность. В частности, во Владимире-Волынском в 1784 г. оставалось только 340 евреев. Память об этих страшных временах сохраняется в специальной иудейской молитве за упокой убитых во время этих восстаний беззащитных иудеев .
    Украинский автор М.Тимофеев отмечает: “Считают, что во время этого восстания, погибло 50-60 тысяч Жидов (в самой Умани – 20000)”. Анализируя события ХVII-XVIII ст., он пишет: “Все тогдашние революционные движения на Украине идут под лозунгом истребления Жидов. Этот лозунг ставит к услугам их лидеров взрывную энергию подавленных масс, но кроме руины эти движения ничего в конечном результате не приносят и всякая конструктивная власть, которая после этих движений приходила – должна была тем или иным образом с Жидами договариваться и их для себя использовать” .
    В местечке Дунаевцы в 1765 г. жило 1129 иудеев, а после нападений гайдамаков через десять лет евреев было уже 484 . В том же году согласно люстрации в Корсуне было изб «172, вольных 2; оседлые жиды не торгуют напитками, только платят чинш вот 17 до 76 злотых» . В городе тогда жило 187 иудеев, а в Корсунском кагальном округе, к которому входило еще 19 сел – 339. Большинство евреев было арендаторами и ремесленниками . В 1775 г. в Корсуне жило 88 иудеев, а в округе – 158. Ряд оренд уже перешли от евреев к рукам христиан . В 1765 г. к брацлавскому кагалу было приписано 195 евреев, которые жили в городе и селах этого региона. Следующая перепись через 11 лет зафиксировала наличие в городе лишь 83 иудеев . Уменьшение численности еврейского населения было обусловлено последствиями погромов гайдамаков в 1768 г., эпидемии второй половины 1772 г. и пожара 1773 г. Аналогичная беда постигла Мястковку (в настоящее время Городковка Крижопольского района Винницкой обл.), в 1765 г. жило 600 иудеев, а к кагалу был приписанн 898 (евреи города и 23 сел, что располагались вблизи) .
    Через десять лет численность потомков Авраама, приписанных к этому кагалу, уменьшилась в четыре раза. Вследствие эпидемии чумы и нападения гайдамак эта демографическая катастрофа не была компенсирована до конца века . Соответствующий демографический процесс произошел в Томашполе Ямпольского уезда Подольской губернии, где в 1765 г. жило 446 иудеев, а к кагалу был приписан 531 еврей . Через 10 лет перепись зафиксировала значительное уменьшение числа евреев .
    Казацко-крестьянские восстания XVII-XVIII ст., обусловленные тяжелым положением трудящихся масс Украины, повлекли не только разрушение еврейской жизни, но и гибель значительной части мирных прихожан синагог. Другие должны были спасаться бегством, оставляя разрушенные хозяйства, могилы родных и близких. Эти жертвы, так же как и уничтожение большого количества украинцев и поляков, стали страшной ценой за попытку обретения независимости Украины. Для увековечения их памяти должен быть установлен соответствующий памятный знак или памятник.
    Главный ученый секретарь
    Академии истории и культуры евреев
    им. Шимона Дубнова, канд. полит. наук
    А.Я.Найман
    uk.wikipedia.org/wiki/Найман_Олександр_Якович

    • Розкажіть про Пурім. Який євреї святкують щороку, напиваються і веселяться, а приводом є те , що євреї вирізали за одну ніч 75 000 не євреїв. Чому ми не засуджуємо це расистське свято, ці танці на крові?

    • Алексу –
      Але навіть на таку тему є різні точки зору. Радяській владі було вигідно змальвувати повстання Гонти та Залізняка саме так як описано у цьому тексті (і автор здобув свою освіту ще за часів Радянського Союзу). В Умані до Другої світової війни майже половина населення була єврейського походження. І всі якось чудово разом жили. Навіщо тут займатись розпалювання міжнаціональної ворожнечі? Чого Ви намагаєтесь досягти?

  • Відкриття пам”ятника – це дійсно знаменна подія, на яку чекали не ми, уманчани, Черкащина, вся Україна, а саме Гонта й Залізняк і всі закатовані гайдамаки, селяни, міщани, український люд, на праці котрого паразитували поляки і євреї. Іван із Максимом заслужили шану. Честь і слава нашим героям, котрі кров”ю, потом і своїм життям поплатилися за волелюбність, за спробу вирвати свій народ з-під гніту катів-окупантів, конфедератів і їх прислужників. І скільки б деякі історики (натякаю на Ігоря Щупака) не присоромлювали уманчан, мовляв,”та які ж вони герої – убивці й грабіжники”, скільки б не погрожували: “а ви взагалі розумієте, що робите? в Умані потужна єврейсько-хасидська обшина”, скільки б не сіяли сумніви: “вони й уніатів вбивали” – Умане, люди, не зважайте й гордітеся, що наша земля таки породила таких велетів духу. Єдине: вони знали, за що лили кров, вони – повстануть із мертвих у народній пам”яті, царство їм небесне й вічний супокій…А ми?…

    • ДУЖЕ ДОБРЕ що в Умані де щороку на могилі Богомпроклятого равина Цадика біснується ж2 наші патріоти ВІДКРИЛИ гарний ПАМЯТНИК ЗАЛІЗНЯКУ І ГОНТІ….ВОНИ скоро МАЮТЬ ВОСКРЕСНУТИ з КОЗАКАМИ ВІД НЕБЕС Й БУТИ СЕРЕД КЕРІВНИКІВ УКРАІНИ …Відкриття пам”ятника – це дійсно знаменна подія, на яку чекали тільки , уманчани, Черкащина, вся Україна, бо саме Гонта й Залізняк і всі закатовані гайдамаки, селяни, міщани, український люд, на праці котрого паразитували поляки і євреї. Іван із Максимом заслужили шану й славу та якпередаж МАТИ БОЖА вони є святі та мають серед 100тисяч Героів воскреснути з небес скоро до рідної землі ….. Честь і слава нашим героям, котрі кров”ю, потом і своїм життям поплатилися за волелюбність, за спробу вирвати свій народ з-під гніту катів-окупантів, конфедератів і їх прислужників. І скільки б деякі лжеісторики не присоромлювали уманчан, мовляв,”та які ж вони герої – убивці й грабіжники”, скільки б не погрожували: “а ви взагалі розумієте, що робите бо в Умані потужна єврейсько-хасидська обшина”, скільки б не сіяли сумніви: “вони й уніатів вбивали” – Умане, люди ВСІЄЇ УКРАІНИ , не зважайте й гордітеся, що наша земля таки породила таких велетів СВЯТОГО КОРЗАЦЬКОГО Духу. Єдине: вони знали, за що лили кров, вони – повстануть із мертвих у народній пам”яті, Царство їм небесне й вічний упокій… САМЕ ПРО НИХ НАП САВПОЕМУ наш славний майбутній ГЕТЬМАН УКРАІНИ Тарас Шевченко… ГУГЛіть ЮТУБвідео “Про владу Христа й КОБЗАРЯ \ГОНТИ\БАНДЕРИ \ЗАЛІЗНЯКА…”+ 10 Божих знаків за воскресіння …” БОРІМОСЯ ! ПОБОРЕМО…ГУГЛіть ПРОРОЦТВА УПА й множте іншим та вірте в НАШЕ СКОРЕ з БОГОМ повстання 2016….Смертьантихристу Путіну та іншим гадам брехні і зла….СВІТЛАЯ ВІЧНАЯ ПАМЯТЬ нашим полеглим за волю КОЗАКАМ\ГЕРОЯМ СЛАВА УКРАІНІ =Слава козацтву СІЧІ\УПА\СКУ\ЗСУ = Слава НАЦІЇ !

  • Уманська міська влада до памятника не мала ніколи жодного відношення. Навпаки, всіляко чинила спротив майже пів століття.

    • Українці, все буде ще гарніш. Вчіться і дітей вчіть бути доньками і синами України. На мою думку правильно називати Українцями всіх громадян України – , н-д, Українець каракалпацького, ерзянського чи жидівського(палестинського походження). Не знаєш нашої мови – не маєш громадянства з усіма наслідками. Зневажаєш наші СЬВЯТИНІ чи насміхаєшся з Них – до в’язниці(доречі, в Ізраєлі є відповідний з-н, проти навігласів, які можуть насміхатись з трагедії голокосту)
      Інакше батькові в його хаті будуть різні амеби розповідати. Нема на кого сподіватись окрім Себе Самих.
      Українство – Єдина Сила!!!
      За Україну від Вісли по Хокайдо
      Я співпрацюю з паном скульптором Ігорем Зарічним. Тому в Його Лицарях є трохи і від Мене.
      Влада в Україні Ми-Українці. Прошу подивитись 3, 5; 140, 141, 142 інші стт. Конституції. Тому не сидіть склавши руки, і беріть ВЛАДУ в свої руки, як це ВИ нещодавно ВТІЛИЛИ під Подобною(славновідома Подобнянська ЗАЛОГА часів 2-го майдану), заблокувавши проїзд різного штибу кацапським щурам.
      Слава Нації !!!
      Слава уманцям, Уманьщині, Умані – столиці Коліївщини і всім славним донькам і синам України!
      На погиб 5й колоні
      Україна понад УСЕ !!!
      ВОЛЯ або СМЕРТЬ!
      З братом Олексою гонимо покацаплених футбольними полями Києва і не тільки )))))))))
      [email protected]
      Володимир Дерипапа

  • Коментарi деяких “тутишнiх” украiнцiв схожий на агонiю, а не на любов до своеi Батькiвщини та до украiнського народу!